Статья 64.1 ТК РФ. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Текущая редакция ст. 64.1 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к статье 64.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов осуществления трудовой деятельности бывшими государственными и муниципальными служащими, связанных с их дальнейшей трудовой деятельностью, в целях противодействия коррупции.

Особенности осуществления трудовой деятельности на государственной и муниципальной службе регулируются соответствующими федеральными законами (Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", ФЗ "О муниципальной службе в РФ").

Комментируемая статья устанавливает особенности принятия на работу в организации граждан, уволенных с ряда должностей государственной или муниципальной службы. К числу таких должностей в соответствии с перечнями, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, относятся должности в Администрации Президента РФ, должности в аппарате Государственной Думы ФС РФ, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, должности в Министерстве внутренних дел РФ и т.д. (см. Указ Президента РФ от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции").

Право на замещение вышеуказанными гражданами должностей в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности таких лиц, ограничено некоторыми условиями:
- для замещения указанных должностей необходимо согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. На федеральном уровне такой статус имеет Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласие дается в порядке, который установлен нормативными правовыми актами РФ. Исходя из Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 2010 года N 821, для дачи такого согласия проводится заседание указанной комиссии, причем заседание проводится после поступления в эту комиссию обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;
- необходимость получения такого согласия существует в течение двух лет со дня увольнения с государственной или муниципальной службы.

Корреспондирующие нормы содержатся и в законодательстве о государственной и муниципальной службе.

Так, например, согласно ч.3.1 ст. 17 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

2. Часть 2 комментируемой статьи возлагает на граждан, указанных в ч.1 данной статьи, обязанность по сообщению работодателю сведений о последнем месте службы в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы. Такая обязанность может быть реализована указанными гражданами как в устной, так и в письменной форме. В целом, такая обязанность обеспечивает выполнение требований ч.1 комментируемой статьи, а также законодательства о государственной и муниципальной службе.

3. С целью реализации положений ч.1 и ч.2 комментируемой статьи ч.3 данной статьи возлагает на работодателя, который заключает трудовой договор с бывшими гражданскими и муниципальными служащими, обязанность сообщать представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы информацию о заключении с таким лицом трудового договора. Такую информацию, исходя из ч.3 комментируемой статьи, он обязан направить в течение десяти календарных дней.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года N 29.

Согласно указанным Правилам соответствующее сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); число, месяц, год и место рождения гражданина; должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).

В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду с перечисленными сведениями также указываются: дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия); наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

В случае если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, дополнительно указываются: дата и номер гражданско-правового договора; срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг); предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата); стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

Нарушение работодателем требований комментируемой статьи может повлечь его привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ: привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Другой комментарий к ст. 64.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья введена в действующий ТК в связи с ратификацией Россией Конвенций ООН от 31 октября 2003 г. против коррупции и от 27 января 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию, а также с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Конвенция ООН против коррупции предусматривает широкий спектр мер, направленных на борьбу с коррупцией, в том числе и на ее предупреждение (гл. II). Эти меры должны охватывать как сферу деятельности публичной власти, так и частный сектор. Указанная Конвенция в подп. "е" п. 2 ст. 12 предусматривает, в частности, предупреждение возникновения коллизии публичных и частных интересов "путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор".

Коллизия (конфликт) интересов - ситуация, при которой личный интерес человека может повлиять на процесс принятия решения или на содержание принятого решения, вследствие чего возможно причинение вреда интересам общества или работодателя данного лица.

Наибольшую потенциальную или реальную опасность для защищаемых законом прав и интересов представляет конфликт интересов, возникающий в связи с осуществлением тем или иным лицом обязанностей государственного или муниципального служащего, поскольку такой конфликт может быть связан с деяниями коррупционного характера. При этом конфликт интересов возможен не только в период пребывания данного лица на государственной или муниципальной службе, но и после оставления им должности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин, пребывавший на должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный федеральным законодательством, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100000 руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Порядок организации, виды, структура и компетенция комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов определяются соответствующим Положением, утв. Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821.

2. В настоящее время Перечень должностей федеральной государственной службы, после увольнения с которых граждане в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы, утв. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557. Аналогичные перечни должностей государственной службы субъектов РФ, а также должностей муниципальной службы утверждаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3. Порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 700. Такое сообщение должно быть направлено представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в письменной форме в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора.

4. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы ведет к прекращению соответствующего договора. Несоблюдение работодателем обязанности, установленной ч. 2 ст. 64.1 ТК, является правонарушением и влечет ответственность согласно законодательству РФ (ч. ч. 3 и 5 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции").

О прекращении трудового договора по указанному основанию см. ст. 84 ТК и комментарий к ней.

За совершение работодателем указанного правонарушения предусматривается административная ответственность (ст. 19.29 КоАП).

Консультации и комментарии юристов по ст 64.1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 64.1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.