Статья 53 ТК РФ. Основные формы участия работников в управлении организацией

Текущая редакция ст. 53 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к статье 53 ТК РФ

1. В комментируемой статье закреплены формы участия работников в управлении организацией. Основными формами являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями. Учет мнения сложно выразить в какой-либо конкретной форме. Данная форма, по нашему мнению, носит абстрактный характер и юридически может выражаться только в виде принятия во внимание того или иного мнения представительного органа работников по конкретному вопросу;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия ЛНА - данная форма выражается в виде устных предложений и замечаний путем обмена между представительными органами работников и работодателя по вопросам о включении в ЛНА тех или иных положений;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, - данная форма может быть реализована путем направления работодателю запроса по тому или иному аспекту регулирования трудовых отношений;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию - эта форма, на наш взгляд, может быть выражена как в устном, так и в письменном виде путем высказывания предложений по улучшению условий труда либо направления таких предложений в письменной форме;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации. Под планами социально-экономического развития организации следует понимать совокупность перспектив развития организации с учетом, в свою очередь, развития экономики страны. Такое обсуждение также возможно как в устной, так и в письменной форме путем обмена мнениями и взглядами относительно тех или иных перспектив;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров. Порядок реализации данной формы установлен главой 7 ТК РФ;
- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет право работников на получение от работодателя информации, касающейся условий труда, требований к работникам и перспектив развития организации. Эта информация касается следующих вопросов:
- реорганизация или ликвидация организации. Реорганизация юридического лица может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Основные положения о реорганизации юридического лица содержатся в статье 57 ГК РФ. Ликвидация юридического лица производится в соответствии с положениями ст. 61 ГК РФ и влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам;
- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников. Согласно ст. 76 ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Особенностям подготовки и дополнительного профессионального образования работников посвящен раздел 9 ТК РФ;
- другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет право представителей работников вносить по вопросам, указанным в ч.2 комментируемой статьи, предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Эти предложения с целью рассмотрения должны быть направлены, на наш взгляд, в письменной форме с одновременными предложениями по решению этих вопросов. Заседание по решению этих вопросов представляет собой организационное мероприятие, на котором рассматриваются представленные представителями работников предложения.

Указанные предложения выносятся на рассмотрение органов управления организацией, например, Совета директоров или Общего собрания.

Другой комментарий к ст. 53 ТК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает, что участие работников в управлении организацией осуществляется в шести основных формах, выделение которых не отрицает возможности участия работников в управлении организацией в иных формах, предусмотренных законодательством, решением учредителя (учредителей) организации, соглашением сторон социального партнерства.

Формы участия работников в управлении организацией основываются на принципах социального партнерства, отрицающих предоставление законодателем работникам полномочий по блокированию управленческих решений работодателя. Участвуя в управлении организацией, работники либо принимают решения по управлению организацией совместно с работодателем (заключение коллективного договора), либо высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, которое работодатель обязан выслушать и по возможности учесть при принятии самостоятельного решения. В то же время по соглашению между сторонами социального партнерства работники и их представители могут наделяться правом предварительного согласования решений, принимаемых работодателем.

Поскольку регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на принципах социального партнерства не ограничивается хозяйственной сферой работодателя - юридического лица, но может осуществляться и у работодателя - индивидуального предпринимателя, положения комментируемой статьи следует применять также к деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Учет мнения представителя работников осуществляется работодателем при принятии вышеуказанных решений в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором (см. ст. ст. 372, 373 ТК и комментарии к ним).

3. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Частным случаем проведения консультаций является процедура учета мнения представительного органа работников.

4. Право работников на получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, основывается на общем конституционном праве человека и гражданина на информацию.

Статья 29 Конституции РФ признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Право на получение информации может быть ограничено в случае отнесения информации к государственной тайне (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), а также к служебной или коммерческой тайне (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, определяется ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" (см. ст. 57 ТК и комментарий к ней).

Комментируемая статья конкретизирует круг информации, которую работодатель обязан предоставлять представителям работников. К ней относится информация по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих изменение труда работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен законодательством, учредительными документами организации, соглашениями, коллективным договором.

Трудовой кодекс не устанавливает срок предоставления информации по запросу представителя работников, за исключением информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения (см. ст. ст. 37, 51 ТК), поэтому данные сроки следует устанавливать в коллективном договоре.

5. Работники и их представители вправе вносить работодателю предложения по совершенствованию работы организации, обсуждать с работодателем свои предложения и общие вопросы работы организации. Процедура такого обсуждения определяется по соглашению между работодателем и представителем работников.

Наиболее результативно обсуждение вопросов деятельности не только организации в целом, но и ее структурных подразделений, участков, бригад и т.п. Приближение уровня обсуждения к конкретному рабочему месту позволит с максимальной степенью эффективности учесть мнение работников о недостатках в организации труда, о возможных способах повышения эффективности производства.

Конкретные формы обсуждения работы организации, внесения работниками предложений о совершенствовании ее работы, ведения диалога относительно высказанных предложений целесообразно определять в коллективном договоре.

6. Законодательство не определяет ни формы обсуждения планов социально-экономического развития организации, ни сроки направления проекта плана представительному органу работников. Эти вопросы также необходимо разрешать в коллективном договоре.

7. О процедуре проведения коллективных переговоров по разработке и принятию коллективного договора см. ст. ст. 36, 37, 40 ТК и комментарии к ним.

Консультации и комментарии юристов по ст 53 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 53 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.