Статья 4 ТК РФ. Запрещение принудительного труда

Текущая редакция ст. 4 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к статье 4 ТК РФ

1. Принцип запрета принудительного труда является одним из двух наряду с принципом запрещения дискриминации в сфере труда, которые раскрываются в отдельных статьях ТК РФ. Связано это с огромным значением, которое придают данным принципам и международно-правовые акты в сфере труда, и российское трудовое законодательство.

Первые советские конституции (Конституции РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года) фактически одинаково определяли принципы правого регулирования труда. Главный из них отождествлялся с основной обязанностью советских граждан: обязанностью трудиться на благо общества.

При этом Конституция РСФСР 1937 года в ст. 12 впервые отделяет конституционный принцип советского права - "кто не работает, тот не ест" - от конституционного права на труд. Последнее положение фактически не имело юридического значения. Советский гражданин практически не имел должной свободы труда, а право на труд полностью поглощалось конституционным принципом, выражающимся в обязанности трудиться.

Очевидно, что в этой ситуации говорить о принципе запрета принудительного труда не приходится.

В Конституции РСФСР 1978 года принцип запрета принудительного труда появляется только в редакции 1992 года, то есть уже в постсоветский период (ст. 53). Тогда же Основной закон отказывается от установления конституционной обязанности, выраженной в том, что добросовестный труд - это обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина РСФСР (ст. 58 в редакции 1978 года).

Сегодня в основе принципа запрещения принудительного труда лежит норма, выраженная в ч.2 ст. 37 Конституции РФ. Точно так же данная норма сформулирована в ч.1 комментируемой статьи - "Принудительный труд запрещен".

2. Конституция РФ не раскрывает данный принцип, лишь называя его. Более подробно он изложен в международно-правовых документах.

Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 год) в числе 4 основных принципов называет и упразднение всех форм принудительного или обязательного труда. Ключевыми для реализации данного принципа являются Конвенции МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (принята в г.Женеве 28 июня 1930 года на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (Заключена в г.Женеве 25 июня 1957 года).

Конвенция МОТ N 29 дает понятие принудительного или обязательного труда, под которым понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ч.1 ст. 2).

Конвенция N 105 не содержит понятия, но определяет формы принудительного труда, которые практически полностью совпадают с формами, зафиксированными в ч.2 комментируемой статьи.

Таким образом, ст. 4 ТК РФ, по сути, соединяет характеристику принудительного труда, данную в двух конвенциях МОТ. Из Конвенции N 29 взято понятие, а из Конвенции N 105 - формы принудительного труда.

Таким образом, ч.2 комментируемой статьи устанавливает формы принудительного труда в их связи с выполнением работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

Принцип запрещения принудительного труда выражен во многих статьях ТК РФ.

Так, работодатель может применить к работнику только дисциплинарные взыскания, закрепленные в статье 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение). При этом исключен, например, перевод на другую работу в целях поддержания трудовой дисциплины, что было характерно для советского трудового законодательства (п.4 ч.1 ст. 135 КЗоТ 1971 года - перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок).

Статья 414 ТК РФ запрещает рассматривать участие работника в забастовке в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора и применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности.

Можно привести много других подтверждений реализации в ТК РФ принципа запрета принудительного труда.

3. В отличие от рассмотренных нами конвенций МОТ содержание исследуемого принципа дополнено двумя формами принудительного труда, указанными в ч.3 комментируемой статьи.

По верному замечанию Л.Н.Анисимова "в ранее действовавшем Кодексе его разработчики разделили понятие принудительного труда на две части, чтобы различить его как применение под угрозой наказания насильственного воздействия и без такового".

________________
Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. М.: Юстицинформ, 2007. 248 с.

К последнему виду относились:
- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Эти формы остались и после внесения изменений в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, но теперь они связаны с предварительным условием. Данные формы квалифицируются как принудительный труд только в том случае, если работник вынужден выполнять работу под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения.

Следует согласиться с Л.Н.Анисимовым в том, что обновленная норма ч.3 ст. 4 ТК РФ позволяет не квалифицировать в качестве принудительного труда работу, например, в отсутствие средств индивидуальной или коллективной защиты, если нет доказательств насильственного принуждения или угрозы наказания со стороны работодателя.

________________
См.: Там же.

На наш взгляд, данная ситуация является неприемлемой.

Часть 3 комментируемой статьи нашла отражение, соответственно, в нормах институтов оплаты труда и охраны труда.

Статья 142 предусматривает право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Также ст. 220 ТК РФ предусматривает, что в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых функций и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ.

4. В ч.4 комментируемой статьи, следуя логике Конвенции МОТ N 29, закреплены случаи, которые не включаются в понятие "принудительный труд".

К таким случаям относится работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Регулирование данного вопроса осуществляется специальным законодательством, прежде всего, ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также нельзя забывать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации в соответствии со ст. 59 Конституции РФ.

Также допускается применение обязательного труда в виде работы, выполняемой вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

В абз.2 и 3 ч.4 комментируемой статьи указаны близкие по смыслу исключения из понятия принудительного труда. До внесения изменений в ТК РФ в 2006 году эти случаи не разделялись.

Современная редакция различает работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения, и работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Первый случай в полной мере выражен в ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Перечень же чрезвычайных обстоятельств, в соответствии с которыми возможно привлекать работника к труду без его согласия, определен абз.3 ч.4 ст. 4 ТК РФ. Однако перечень не является исчерпывающим, что порождает определенные проблемы.

Например, ст. 72.2 ТК РФ, предусматривая возможность временного перевода работников без их согласия на другую работу, в качестве оснований для этого среди прочих называет несчастные случаи на производстве и производственные аварии. К сожалению, высшие судебные инстанции называют такую практику оправданной.

Иллюстрацией тому являются решения КС РФ. Так, КС РФ указал, что статьей 74 ТК РФ с комментариями (в старой редакции) закреплен ряд требований, направленных на защиту трудовых прав работника в случае временного перевода на другую работу без его согласия и выполнение которых обязательно для работодателя: оплата труда не ниже среднего заработка по прежней работе; осуществление перевода работника на работу, требующую более низкой квалификации, с его письменного согласия. Следовательно, данное положение не нарушает какие-либо конституционные права и свободы или запрет принудительного труда, закрепленный в ст. 37 (ч.2) Конституции РФ (см. определение КС РФ от 19 февраля 2004 года N 55-О).

Те же основания предоставляют возможность работодателю привлекать работников на работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а п.2 ч.3 ст. 113 ТК РФ той же статьи вообще позволяет, по сути, использовать принудительный труд для покрытия предпринимательских рисков работодателя, что нельзя признать оправданным.

________________
См.: Бриллиантова Н.А., Архипов В.В. Как соблюдаются в России международные нормы о запрете принудительного и обязательного труда. http://www.center-bereg.ru/n1078.html.

Следует обратить внимание на то, что рассмотренные нами случаи принудительного труда являются его прямым проявлением, то есть прямо запрещены законом. Однако МОТ отмечает, что нужно избегать и косвенных проявлений принудительного труда, выраженных в мерах экономического давления на работников.

________________
См.: Нуртдинова А.Ф. Принципы трудового права // Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П.Орловский, А.Ф.Нуртдинова. 3-е изд. М.: Юрид. фирма "Контракт"; "Инфра-М", 2011. С.49.

Другой комментарий к ст. 4 ТК РФ

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) (см. ст. 10 ТК и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК тоже следует расценивать как показатель его особой значимости.

Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которого являются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две Конвенции МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде", в которой сказано, что термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд" данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - "принудительный труд". Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В этом аспекте нормы ТК о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. ст. 142 и 379 ТК и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде". Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК. Дополнительно к ст. 4 ТК в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Консультации и комментарии юристов по закондательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.