Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений .

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников .
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа .

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями .

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров .

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) .

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами .
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к статье 37 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает в отношении сторон коллективных переговоров свободу выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Это означает их право определить предметом коллективных переговоров любую сферу трудовых отношений, любой проблемный вопрос, связанный с построением трудовых отношений между работником и работодателем. При этом для обсуждения этого вопроса, поскольку такая свобода выбора распространяется на обе стороны коллективных переговоров, необходимо согласие, соответственно, обеих сторон.

2. В ч.2 комментируемой статьи закреплено право двух и более первичных профсоюзных организаций, которые объединяют более половины работников конкретного работодателя, создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Под указанным единым представительным органом следует понимать представительный орган работников, который формируется на основе принципа пропорционального представительства, и наделен полномочиями по направлению работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Понятие первичной профсоюзной организации закреплено в ст. 3 ФЗ "О профсоюзах". Для создания единого представительного органа необходимо соблюдение двух условий:
- объединение соответствующими первичными профсоюзными организациями более половины работников конкретного работодателя. В данном случае речь идет о штатной численности работников конкретного работодателя, с учетом которой и определяется установленная доля работников такого работодателя;
- решение выборных органов указанных первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ФЗ "О профсоюзах" профсоюзный орган представляет собой орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации, и, в частности, включает в себя выборные коллегиальные органы первичных профсоюзных организаций, выборные коллегиальные органы профсоюзных организаций структурных подразделений организаций.

При этом ч.2 комментируемой статьи не содержит требований к форме и содержанию решения о создании единого представительного органа. Полагаем, что такое решение должно приниматься в письменной форме для того, чтобы обеспечить юридическую основу для создания указанного представительного органа.

Часть 2 комментируемой статьи содержит требование к формированию единого представительного органа - соблюдение принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Этот принцип означает, что численность членов (работников) единого представительного органа должна учитывать численность работников соответствующего работодателя, которые, в свою очередь, являются членами первичных профсоюзных организаций. Однако непосредственно содержание принципа пропорциональности должно определяться в уставах профсоюзов.

Кроме того, ч.2 комментируемой статьи устанавливает еще одно важное требование к формированию единого представительного органа, которое заключается в том, что в состав единого представительного органа должен быть включен хотя бы один представитель от каждой первичной профсоюзной организации, которые создают этот орган. Такое требование представляется нам обоснованным, поскольку в противном случае теряется, собственно, функция представительства, если представителя представляемого нет в составе единого представительного органа.

Кроме того, ст. 2 комментируемой статьи закрепляет право единого представительного органа направить предложение, указанное в ч.2 ст. 36 ТК РФ, то есть о начале ведения коллективных переговоров по вопросу о подготовке, заключении или изменении коллективного договора. Сразу обратим внимание на то, что в ч.2 комментируемой статьи речь идет только о коллективном договоре, но не о коллективном соглашении, в то время как в ст. 36 ТК РФ упоминается также и коллективное соглашение, поэтому, на наш взгляд, указание в ч.2 комментируемой статьи только на коллективный договор является пробелом. При этом согласно ч.2 комментируемой статьи такое предложение направляется от имени всех работников. Данное положение ч.2 комментируемой статьи следует признать целесообразным и правомерным, поскольку цель создания единого представительного органа и заключается в том, чтобы обеспечить представительство интересов всех работников конкретного работодателя через такой единый орган.

3. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников организации и индивидуального предпринимателя, право направить предложение о начале коллективных переговоров без предварительного создания единого представительного органа. Под организацией следует понимать любое юридическое лицо. Что касается индивидуальных предпринимателей, то ими являются физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Для того чтобы у первичной профсоюзной организации появилось право направить вышеуказанные предложения без предварительного создания единого представительного органа необходимо соблюдение двух условий:
- первичная профсоюзная организация у конкретного работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) должна быть одна, так как в ч.3 комментируемой статьи речь идет именно об одной первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников конкретного работодателя, а не о двух и более таких первичных профсоюзных организациях;
- принятие выборным профсоюзным органом решения о направлении предложений работодателю или его представителю без предварительного создания единого представительного органа. Часть 3 комментируемой статьи не содержит каких-либо специальных требований к форме такого решения, но между тем полагаем, что для подтверждения права на направление вышеуказанных предложений без предварительного создания единого представительного органа такое решение должно быть оформлено письменно.

4. В ч.4 комментируемой статьи урегулированы вопросы наделения полномочием по направлению работодателю или представителю работодателя предложения о начале ведения коллективных переговоров в случае, если одна или несколько первичных профсоюзных организаций конкретного работодателя желают создать единый представительный орган, но при этом не объединяют более половины работников этого работодателя. В этом случае общему собранию (конференции) работников предоставляется право определить одну первичную профсоюзную организацию, которой данный представительный орган работников предоставит полномочия для направления работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Для реализации такого права должны быть выполнены два условия:
- соответствующее решение общее собрание (конференция) работников принимает тайным голосованием. Под тайным голосованием следует понимать закрытое голосование членов общего собрания (конференции) работников, при котором решение каждого из этих членов общему собранию (конференции) работников заранее не известно;
- выборный орган определенной общим собранием (конференцией) работников профсоюзной организации должен дать согласие на направление работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров. Опять же ч.3 комментируемой статьи не предъявляет каких-либо требований к форме такого согласия, но при этом полагаем, что такое согласие или несогласие может быть дано путем проставления соответствующей резолюции лица, возглавляющего выборный орган первичной профсоюзной организации, на документе, которым оформлены результаты тайного голосования (например, протоколе), о согласии или несогласии на направление вышеуказанного предложения.

Обратим внимание на то, что в случае определения первичной профсоюзной организации и наделения ее полномочиями для направления предложения о начале ведения коллективных переговоров такое предложение направляется от имени всех работников. Данная норма нам представляется обоснованной, поскольку определяется такая первичная профсоюзная организация органом, осуществляющим деятельность от имени всех работников в целом.

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает также возможность определения иного органа и наделения его полномочиями по направлению предложений от имени всех работников о начале ведения коллективных переговоров. Как правило, таким органом является представительный орган работников; возможность его определения имеет место в том случае, когда общее собрание (конференция) не определила первичную профсоюзную организацию, которая могла бы направить вышеуказанные предложения, либо когда первичная профсоюзная организация отсутствует у данного конкретного работодателя (не создана).

Иной представитель (представительный орган) также определяется общим собранием (конференцией работников) путем тайного голосования. Следует отметить, что поскольку норма ч.4 комментируемой статьи содержит такую альтернативу, то она с точки зрения правоприменения является эффективной, так как в случае несоблюдения вышеприведенных условий предусмотрен иной альтернативный допустимый вариант поведения.

5. В ч.5 комментируемой статьи определен порядок направления работодателю или его представителю предложений о начале ведения коллективных переговоров созданными, определенными или избранными первичными профсоюзными организациями, единым представительным органом или иным представителем (представительным органом), а также закреплены обязанности перечисленных органов. В частности, они обязаны не только направить работодателю или его представителю письменное предложение о начале ведения коллективных переговоров, но также и известить о факте направления такого предложения все иные созданные у данного конкретного работодателя первичные профсоюзные организации.

Указанная норма введена федеральным законодателем, на наш взгляд, с целью обеспечения учета интересов всех работников, объединенных в первичные профсоюзные организации, а также с целью обеспечения их участия в ведении коллективных переговоров. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает также и срок такого извещения - последующие пять рабочих дней после направления работодателю или его представителю предложения о начале ведения коллективных переговоров. С учетом положений ст. 191 ГК РФ данный срок начинает течь на следующий рабочий день после дня направления работодателю или его представителю указанного предложения.

Помимо этого ст. 5 комментируемой статьи за первичной профсоюзной организацией, единым представительным органом или иным представителем (представительным органом) работников закрепляет обязанность создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров. Однако в том случае, если изначально единый представительный орган уже создан, и им было направлено работодателю или его представителю предложение о начале ведения коллективных переговоров, такой единый представительный орган обязан включить в свой состав также и представителей иных первичных профсоюзных организаций, созданных у данного работодателя. При этом такое создание единого представительного органа для ведения коллективных переговоров или включение указанных представителей в состав имеющегося единого представительного органа возможно только с согласия первичных профсоюзных организаций, созданных у конкретного работодателя. Согласие первичных профсоюзных организаций должно быть дано в виде письменного ответа, направленного после получения извещения о направлении соответствующими субъектами (органами, представителями работников) предложения работодателю или его представителю о начале ведения коллективных переговоров.

Часть 5 комментируемой статьи также устанавливает последствия "молчания" иных первичных профсоюзных организаций или направления ими письменного отказа по поводу направления их представителей для включения в состав создаваемого единого представительного органа. В этом случае коллективные переговоры начинаются без участия представителей иных первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ч.5 комментируемой статьи срок такого "молчания" или срок направления положительного ответа или отказа о включении представителей иных первичных профсоюзных организаций в состав единого представительного органа составляет пять рабочих дней, которые исчисляются в соответствии с описанным выше порядком.

Несмотря на это, ст. 5 комментируемой статьи за первичными профсоюзными организациями, которые ответили отказом либо не направили ответ на извещение о направлении, в свою очередь, предложений о начале ведения коллективных переговоров, право направить своих представителей для включения их в состав единого представительного органа для участия в коллективных переговорах. Срок для направления таких представителей в указанном случае составляет один месяц, который исчисляется со дня начала ведения коллективных переговоров.

На наш взгляд, такой "шаг навстречу" "умолчавшим" или отказавшимся первичным профсоюзным организациям не является целесообразным, а в какой-то мере является даже ущемляющим права работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, которые выступили с инициативой о проведении коллективных переговоров и дали согласие на включение своих представителей в состав единого представительного орган, поскольку отказавшиеся и (или) "умолчавшие" первичные профсоюзные организации уже выразили свое намерение и свое желание о вступлении в единый представительный орган и об участии в коллективных переговорах, поэтому предоставлять им право "передумать" и принять прямо противоположное решение, на наш взгляд, неправомерно. Кроме того, вступив в единый представительный орган, например, в конце срока, в течение которого они могут реализовать такое право (скажем, по истечении 25 дней), представители таких первичных профсоюзных организаций могут выражать мнения относительно предметов коллективных переговоров, прямо противоположные тем решениям и тем взглядам и идеям, которые в течение этого срока стороны уже приняли, сформировали, поэтому высказывание иной противоположной позиции повлечет за собой затягивание времени ведения коллективных переговоров, а также необходимость пересмотра принятых решений и сформировавшихся идей и мнений.

Помимо этого ч.5 комментируемой статьи не определяет, какое решение и какая "правовая реакция" должны быть у созданного единого представительного органа и первичных профсоюзных организаций, вступивших в ведение коллективных переговоров в ответ на решение "умолчавших" и "отказавшихся" первичных профсоюзных организаций направить по истечении месяца либо меньшего срока своих представителей в состав единого представительного органа, что, безусловно, является пробелом в правовом регулировании отношений по ведению коллективных переговоров.

Из ч.5 комментируемой статьи следует, что ведение коллективных переговоров осуществляется также таким органом, как комиссия по ведению коллективных переговоров (см. комментарий к ст. 35). В случае если при ведении коллективных переговоров работников представляет единый представительный орган, члены этого органа представляют работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

6. Часть 6 комментируемой статьи направлена на регулирование вопросов подписания соглашений, а также на определение функций представительства профессиональных союзов при ведении коллективных переговоров.

Так, согласно ст. 6 комментируемой статьи правом подписания соглашений от имени работников обладают профсоюзы (объединения профсоюзов). Определение профсоюза закреплено в ст. 2 ФЗ "О профсоюзах". Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. В этой связи право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов) от имени работников на следующих уровнях:
- Российская Федерация - когда речь идет о подписании генерального соглашения;
- один или нескольких субъектов Российской Федерации - при подписании межрегионального или регионального соглашения;
- отрасль - при подписании отраслевого (межотраслевого) соглашения;
- территория - при подписании территориального соглашения.

Помимо этого в ч.6 комментируемой статьи закреплен принцип равноправия, заключающийся в том, что если на одном уровне созданы более чем один профсоюз (объединение профсоюзов), то каждому из них предоставляется право на представительство работников в едином представительном органе, причем такой представительный орган формируется с учетом количества членом профсоюзов, которые он представляет. Таким образом, в ч.6 комментируемой статьи помимо принципа равноправия профсоюзов содержится также принцип пропорциональности при формировании единого представительного органа, что позволяет обеспечить учет интересов всех работников, которые являются членами профсоюзов (профсоюзных объединений). Такие принципы, в свою очередь, являются безусловной гарантией для реализации работниками своих прав и интересов при ведении коллективных переговоров и заключении соглашений.

В то же время обратим внимание, что ст. 6 комментируемой статьи регулирует вопросы подписания только соглашений, не определяя порядок подписания коллективных договоров. Так как коллективный договор заключается в конкретной организации, ее филиале, представительстве или ином структурном подразделении (см. комментарий к ст. 40), то, соответственно, правом подписания коллективного договора будет обладать тот профсоюз, который создан у данной организации, которая является работодателем и имеет вышеуказанные филиалы, представительства и структурные подразделения.

Вместе с тем обратим внимание на формулировку ч.6 комментируемой статьи в части, касающейся субъекта, уполномоченного на подписание соглашения. Согласно этой формулировке правом подписания соглашения обладает профсоюз в целом (объединение профсоюзов), но профсоюз - это объедение нескольких граждан, а подписывает документ, в данном случае соглашение, как правило, один человек (один гражданин), поэтому возникает закономерный вопрос: кто же в конечном итоге будет подписывать соглашение. Полагаем, что в этом случае из числа членов профсоюза должен быть избран отдельный его представитель (им может быть председатель профсоюза), который и будет уполномочен на подписание соглашения.

Кроме того, ст. 6 комментируемой статьи определяет последствия ситуации, когда договоренность о создании единого представительного органа отсутствует, и способ ее разрешения. В этом случае вопрос решается принципом большинства, то есть право на ведение коллективных переговоров предоставляется тому профсоюзу (объединению профсоюзов), который объединяет наибольшее число членов профсоюза. На наш взгляд, такое решение представляется правильным, поскольку если профсоюз объединяет большинство членов, то, соответственно, и при ведении коллективных переговоров будут представлены интересы большего числа членов профсоюза.

7. В ч.7 комментируемой статьи закрепляется обязанность сторон при ведении коллективных переговоров по предоставлению друг другу информации, которая необходима для ведения коллективных переговоров. К такой информации можно отнести предложения работников по улучшению производительности труда, по изменению условий труда, в том числе повышению размера заработной платы, сведения о работниках, представление которых осуществляется с соблюдением требований ФЗ "О персональных данных".

Предоставление данной информации возможно только на основании запроса от другой стороны, который, на наш взгляд, необходимо направлять в письменной произвольной форме с четким указанием на информацию, которую необходимо представить. При этом ст. 7 комментируемой статьи устанавливает срок для направления такой информации - две недели, исчисление которых начинается со дня получения данного запроса. Данный срок, на наш взгляд, является разумным, так как в течение этого времени возможно ознакомление с запросом и подготовка необходимой информации.

8. Часть 8 комментируемой статьи закрепляет обязанности сторон коллективных переговоров, которым были предоставлены сведения, необходимые для ведения коллективных переговоров, в отношении таких сведений. Прежде всего, стороны обязаны не разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к категории сведений, охраняемых законом. К числу такой информации, в частности, относятся сведения, составляющие государственную тайну согласно ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне", например, сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики. Вместе с тем возникает вопрос о правовых основаниях возможности участников (сторон) коллективных переговоров запрашивать такие сведения, даже если они необходимы для ведения коллективных переговоров. В частности, допуск к государственной тайне возможен только в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63, согласно которой допуск к государственной тайне осуществляется в соответствии с номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Поэтому если у представителя соответствующей стороны нет допуска к государственной тайне, то и запрашивать сведения в этой части он не может. Таким образом, мы констатируем некоторое несоответствие норм трудового законодательства иным нормам федерального законодательства.

Также ст. 8 комментируемой статьи устанавливает последствия разглашения сведений, которые были получены в результате вышеуказанных запросов и в соответствии с федеральным законодательством не могут быть разглашены:
- привлечение лица к дисциплинарной ответственности - например, увольнение согласно ст. 192 ТК РФ за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника;
- привлечение лица к административной ответственности - согласно ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации с ограниченным доступом;
- привлечение лица к гражданско-правовой ответственности, например в форме ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником (ст. 1068 ГК РФ);
- привлечение лица к уголовной ответственности - например, по ст. 283 УК РФ за разглашение государственной тайны.

9. Часть 9 комментируемой статьи содержит положение, которое носит отчасти бланкетный характер и заключается в том, что стороны уполномочены на самостоятельное определение сроков, места и порядка проведения коллективных переговоров. Часть 9 комментируемой статьи при этом не устанавливает форму такого решения, но полагаем, что в целях ускорения процедуры проведения коллективных переговоров возможно достижение устной договоренности о периоде, в течение которого будут вестись переговоры, о месте их проведения, под которым должно пониматься конкретное помещение, как правило, в пределах здания или помещения, которое занимает работодатель, и о порядке ведения таких переговоров, то есть о процедуре направления предложений, их согласования, обсуждения разногласий и т.п.

Консультации и комментарии юристов по ст 37 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 37 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.