Статья 369. Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности

Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими соответственно федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности .

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах .

Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Комментарий к статье 369 ТК РФ

1. Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзором). В соответствии с нормами комментируемой статьи данный вид деятельности охватывает собой два самостоятельных направления:
- федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;
- государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.

Ядерная безопасность представляет собой свойство реакторной установки и атомной станции с определенной вероятностью предотвращать возникновение ядерной аварии.

Радиационная безопасность - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Реализация данного вида надзорной деятельности осуществляется применительно к отдельным объектам атомной энергетики с учетом особенностей их эксплуатации. В частности, осуществление контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора базируется на следующих нормативных актах:
- постановление Правительства РФ от 19 июля 2007 года N 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов";
- приказ Ростехнадзора от 14 ноября 2008 года N 892 "Об утверждении и введении в действие Положения о надзоре за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов";
- приказ Ростехнадзора от 18 марта 2009 года N 169 "Об утверждении и введении в действие руководства по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла";
- приказ Ростехнадзора от 7 июля 2008 года N 472 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке проведения оперативной инспекции состояния учета и контроля ядерных материалов";
- приказ Ростехнадзора от 10 мая 2007 года N 323 "Об утверждении и введении в действие Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов";
- иные нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы ядерной и радиационной безопасности.

2. Объекты атомной энергетики, иные предприятия и объекты, в отношении которых осуществляется данная форма контроля и надзора, имеют повышенную опасность, в том числе в части потенциального риска причинения вреда жизни и здоровью работников таких предприятий и объектов.

В связи с этим ч.2 комментируемой статьи предусматривает особую форму реализации принципа гласности в деятельности контролирующего органа государственной власти - открытый характер информации об уровне опасности, связанной с допущенными работодателями правонарушениями. ТК РФ вменяет в обязанности должностных лиц, осуществляющих надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности, доведение до сведения работников информации о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

В подобной ситуации действующее законодательство предоставляет работнику возможность ограничить или отказаться от осуществления трудовой деятельности в опасных условиях. Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение безопасных условий труда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности можно рассматривать как основание для приостановления действия трудового договора, а в отдельных случаях и его расторжения. Факт доведения указанной информации до сведения работников соответствующих объектов позволяет им самостоятельно с учетом уровня риска определять возможность продолжения трудовой деятельности. Таким образом, в рамках предписаний комментируемой статьи закон предусматривает специальный способ обеспечения безопасности жизни и здоровья людей - информационный.

Консультации и комментарии юристов по ст 369 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 369 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.