Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) .
Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации .

Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Комментарий к статье 354 ТК РФ

1. В рамках комментируемой статьи законодатель акцентирует внимание на правовом статусе специального федерального органа исполнительной власти, наделенного контрольно-надзорными полномочиями.

В рамках ч.1 данной статьи раскрывается понятие федеральной инспекции труда, причем следует заметить, что речь идет не о конкретном органе государственной власти, а о системе, наделенной контрольно-надзорными полномочиями. В настоящее время контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет Федеральная служба по труду и занятости наряду с ее территориальными органами - государственными инспекциями труда.

Наиболее рациональным представляется восприятие ч.1 комментируемой статьи не в качестве определения уполномоченного органа, а в качестве средства обозначения статуса единой системы уполномоченных органов.

ТК РФ рассматривает федеральную трудовую инспекцию в качестве единой централизованной системы федерального уровня, т.е. совокупности органов государственной власти, действующих в рамках системы административной соподчиненности. Единство системы указывает на общий характер целей и задач деятельности таких органов - обеспечение соблюдения норм действующего трудового законодательства и недопущение нарушений прав и свобод работников со стороны работодателей.

Централизованный характер системы обусловлен построением общей вертикали власти, в которой территориальные органы подчиняются федеральному, т.е. деятельность Роструда носит руководящий характер, обусловленный необходимостью разработки и принятия ряда подзаконных актов, регламентирующих деятельность ее территориальных органов. Статус территориального органа указывает на то, что он фактически обеспечивает представительство Роструда на территории отдельного региона; он призван реализовать ее права и обязанности в данной местности, обеспечив тем самым надлежащее исполнение ее функций.

Статус федеральной системы указывает на принадлежность данной совокупности органов государству, а не его административно-территориальным элементам - субъектам РФ. Данный статус указывает на максимально высокий уровень власти, реализацию государственных функций в области надзора за соблюдением трудового законодательства, а также иных полномочий, установленных для данной системы.

В связи с этим федеральная инспекция труда фактически представляет собой совокупность федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, т.е. Роструда со всей совокупностью его территориальных органов, которые образованы в каждом субъекте РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи является логическим продолжением предписаний ч.1, поскольку определяет данную федеральную структуру в качестве единой централизованной системы, руководство которой сосредоточено в федеральном центре. Полномочиями руководителя данной системы наделяется руководитель Роструда. Его статус регламентируется Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324. Одновременно указанный подзаконный нормативный акт наделяет его статусом главного государственного инспектора труда РФ.

Пункт 8 указанного Положения отражает нормы комментируемой статьи, в соответствии с которыми руководитель Роструда назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра труда и социальной защиты РФ. ТК РФ указывает лишь на полномочия Правительства РФ в части наделения конкретного лица полномочиями руководителя федерального органа государственной власти.

Консультации и комментарии юристов по ст 354 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 354 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.