Полный текст ст. 341 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 341 ТК РФ.
Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.
Работа в представительстве Российской Федерации за границей может быть прекращена досрочно также в случаях:
1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;
3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;
4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;
5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;
6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;
7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .
При прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, производится в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Увольнение работников, состоящих в штате указанных органов и учреждений, производится по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами .
Комментарий к статье 341 ТК РФ
1. Дипломатические работники осуществляют свою профессиональную деятельность в общем порядке с учетом особенностей, установленных ТК РФ и федеральным законодательством о государственной службе и дипломатической службе. В этой связи прекращение трудового договора с дипломатическим работником производится по общим основаниям, установленным указанными законами. Срочный характер трудового договора свидетельствует о возможности его прекращения в связи с истечением срока данного договора.
Следует обратить внимание, что прекращение деятельности в представительстве за границей и прекращение трудовой деятельности - разные понятия. Прекращение трудовой деятельности связано с полной ликвидацией всех взаимоотношений конкретного работника с конкретным работодателем. Прекращение работы в представительстве указывает лишь на изменение условий трудовой деятельности отдельного работника, т.е. предполагает как возможность полного прекращения трудовой деятельности, так и ее изменение в соответствии с потребностями уполномоченного органа.
Поскольку деятельность в представительстве носит срочный характер, то истечение указанного срока является основанием для прекращения данного вида деятельности, даже в случае продолжения трудовой деятельности в одном из структурных подразделений МИД России. Реализация указанного основания закономерно вытекает из требования ТК РФ, предусматривающего в качестве правопорождающего юридического факта необходимость повторного назначения на работу в данное представительство уполномоченным органом. Таким образом, истечение срока работы в представительстве может выступать как в качестве основания прекращения такой деятельности, так и в качестве основания расторжения договора. В то же время следует обратить внимание, что истечение срока трудового договора является общим основанием его прекращения. Предусмотренное комментируемой статьей прекращение трудовой деятельности в представительстве можно рассматривать в качестве частного случая указанного общего основания.
2. Наряду с применением общих оснований закон предусматривает реализацию ряда специальных обстоятельств, в силу действия которых полномочия зарубежных представительств и консульских учреждений не могут быть реализованы в полной мере. Перечень таких обстоятельств определен комментируемой статьей и носит закрытый характер, т.е. не может быть расширен за счет включения в него тех обстоятельств, которые непосредственно законом не регламентированы.
Указанный перечень предусматривает досрочное прекращение трудовой деятельности в представительстве, т.е. такое прекращение зависит от наступления конкретных обстоятельств и предусматривает его применение до истечения установленного решением МИД России или иного уполномоченного учреждения срока полномочий дипломатических сотрудников. Анализ указанных обстоятельств свидетельствует о том, что они включают в себя факты, которые как зависят, так и не зависят от воли работника, т.е. в полной мере ими могут выступать как события, так и действия. В указанный перечень включаются следующие обстоятельства:
- возникновение чрезвычайной ситуации в стране пребывания. Понятие чрезвычайной ситуации дается в ст. 1 ФКЗ "О чрезвычайном положении". При наступлении чрезвычайно ситуации дипломатические представительства и консульские учреждения переводятся на особый режим работы. Основания принятия решений о временном прекращении (ограничении) деятельности загранучреждений Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций определены Указом Президента РФ от 2 ноября 1994 года N 2058 "О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом";
- объявление работника персоной нон грата либо получение уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания. Приобретение указанного статуса свидетельствует о допущении таким работником неподобающего поведения при осуществлении им должностных обязанностей. Статья 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает, что принимающее государство может в любое время и без необходимости объяснения причины объявить любого члена дипломатического корпуса персоной нон грата, даже до того, как этот человек прибыл в страну. Лицо, объявленное персоной нон грата, должно покинуть страну, в противном случае государство может отказаться признавать это лицо членом дипломатической миссии. Указанные последствия влекут за собой невозможность осуществления должностных обязанностей в составе соответствующего дипломатического представительства, в связи с чем трудовая деятельность лица, объявленного персоной нон грата, прекращается;
- уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства. Квота представляет собой установленный норматив назначения отдельных должностных лиц в штат соответствующего дипломатического представительства. Уменьшение установленной квоты фактически представляет собой сокращение численности или штата работников, для которых общим правовым последствием выступает прекращение трудовых отношений с отдельными работниками. Указанное последствие подлежит непосредственному применению и в отношении дипломатических представительств, работа в которых в связи с сокращением квоты прекращается для тех работников, которые превышают установленную квоту. Определение перечня указанных работников относится к компетенции МИД России, т.е. уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
- несоблюдение работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали. Такое основание представляет собой действия (бездействие) дипломатического представителя, выражающиеся в неуважении к традициям и обычаям страны пребывания. С одной стороны, указанные действия (бездействие) являются недопустимыми для данной категории работников, которые представляют интересы государства, с другой стороны, они свидетельствуют о неуважении к нравам государства, на территории которого они работают. В указанной ситуации продолжение деятельности такого работника в данном государстве становится невозможным. Однако в случае выявления указанных обстоятельств закон предоставляет возможность принятия решения как самим государством, направившим такого представителя, так и государством пребывания. В случае принятия решения государством, направившим работника, прекращение его деятельности производится по рассматриваемому основанию. Если же прекращение деятельности инициируется страной пребывания, то прекращение деятельности также осуществляется направившей работника стороной, но в связи с объявлением его персоной нон грата и т.п. Следует обратить внимание, что наиболее часто неуважение к законам и обычаям страны пребывания реализуется в форме действий, т.е. активных поступков, выказывающих такое неуважение;
- невыполнение работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства. Олицетворяя собой государство гражданства, дипломат априори рассматривается в качестве эталона поведения в различных ситуациях, и повышенное внимание к его персоне требует зачастую соблюдения установленных норм не только им лично, но и членами его семьи;
- однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора. Грубое нарушение трудовых обязанностей является общим основанием к расторжению трудового договора согласно статье 81 Трудового Кодекса РФ. Применительно к дипломатическим работникам перечень нарушений, признаваемых грубыми, может быть значительно расширен. Например, в качестве грубого нарушения, требующего прекращения трудовой деятельности работника, выступает распространение им сведений, составляющих государственную тайну, которое одновременно является преступлением и влечет применение мер ответственности;
- временная нетрудоспособность продолжительностью свыше 2 месяцев подряд или наличие заболевания, препятствующего работе за границей. Факт временного отсутствия по причине болезни не позволяет такому работнику в указанный период исполнять возложенные на него обязанности, т.е. фактически он лишает представительство возможности осуществлять свою деятельность в нормальном режиме, и возникает необходимость исполнения обязанностей отсутствующего работника иным сотрудником представительства. Ограниченность штата таких работников свидетельствует о невозможности такого совмещения обязанностей, что прямо влияет на результатах работы конкретного субъекта. По общему правилу, установленному ТК РФ, замещение отсутствующего по причине временной нетрудоспособности работника может производиться на протяжении небольшого периода времени. Закон ограничивает указанный период 2 месяцами непрерывного отсутствия. Если болезнь работника длится более установленного периода времени, то его должность замещается иным работником на указанный период. Перечень указанных заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 года N 208 "Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей".
3. Устанавливая ряд специальных оснований прекращения трудовой деятельности дипломатического работника, ТК РФ одновременно определяет и порядок их применения с учетом общих и специальных оснований, а также учитывая возможность прекращения трудовой деятельности дипломатического работника за рубежом или полного прекращения трудовой деятельности, т.е. увольнения такого работника. Подобное разграничение проводится применительно к включению отдельного работника в штат федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения РФ.
Трудовая деятельность штатных работников носит постоянный характер, и факт направления их на работу за границу свидетельствует об изменении условий их трудового договора, а соответственно, и условий труда. Для данной категории работников закон предусматривает специальную гарантию - обязанность работодателя предоставить прежнюю работу или иную подходящую работу в структуре МИД России после истечения срока направления работника на работу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
Увольнение штатных работников допускается только по основаниям, установленным ТК РФ, причем к ним в равной степени могут быть применены как общие, так и специальные основания. Учитывая специфический характер деятельности дипломатических работников, применительно к данной категории работников достаточно распространено прекращение трудовой деятельности по соглашению сторон, что позволяет сторонам трудовых отношений избежать конфликта. Таким образом, увольнение штатного работника может быть произведено в равной степени по соглашению сторон, по инициативе самого работника, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В случае выявления нарушения в деятельности отдельного дипломатического работника трудовой договор с ним может быть расторгнут по инициативе работодателя как по основаниям, указанным в ст. 81 ТК РФ, так и по специальным основаниям, предусмотренным комментируемой статьей.
В силу специального предписания ТК РФ положения ч.2 комментируемой статьи подлежат применению в отношении тех категорий работников, которые не являются штатными сотрудниками МИД России или государственных учреждений, т.е. в отношении категорий работников, которые привлекаются исключительно для работы в представительстве за границей на протяжении установленного периода времени.
Консультации и комментарии юристов по ст 341 ТК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 341 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.