Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к статье 331 ТК РФ

1. Педагогическая деятельность в большинстве своем связана с взаимодействием с лицами, не достигшими совершеннолетия, за исключением высшей школы. Указанное обстоятельство предполагает ряд ограничений в отношении работников, осуществляющих данный вид деятельности. Однако законодательное закрепление получили лишь некоторые из них.

Так, ч.1 комментируемой статьи устанавливает квалификационные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. В качестве основного требования в данном случае выступает наличие образовательного ценза, т.е. того уровня образования, который необходим для работы в соответствующей учебной организации. Применение того или иного ценза предполагает выявление у работника наличия знаний, умений и навыков, которые позволят довести необходимую информацию до обучающихся. В соответствии со ст. 46 ФЗ "Об образовании в РФ" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Следующей особенностью образовательного ценза педагогических работников является вид образования, которое признается необходимым и достаточным для осуществления рассматриваемой деятельности. Специфика данного вида деятельности указывает на необходимость получения работником педагогического образования, поскольку именно данный вид указывает на наличие знаний методики преподавания отдельных дисциплин, а также взаимодействия с обучающимися и иных особенностей образовательного процесса.

2. Наряду с требованиями, которым должен соответствовать педагогический работник, ТК РФ устанавливает ряд ограничений, не допускающих возможности осуществления педагогической деятельности. Такие ограничения в большинстве своем обусловлены спецификой педагогической деятельности, т.е. взаимодействием с детьми и подростками в рамках образовательного процесса. Указанные ограничения установлены комментируемой статьей и не могут трактоваться расширительно, поскольку в подобном случае они способны в значительной степени ущемлять права и законные интересы граждан, претендующих на должность в педагогической сфере.

Анализ установленных комментируемой статьей ограничений позволяет выделить две основные категории факторов, которые не позволяют отдельному субъекту осуществлять педагогическую деятельность: объективные и субъективные факторы. Субъективные ограничения являются следствием совершенных лицом противоправных действий, которые в большинстве своем являются составом преступления, предусмотренным УК РФ. К данной категории можно отнести лиц:
- лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. Данное обстоятельство следует рассматривать в качестве общего, которое по своему содержанию охватывает иные обстоятельства, обусловленные наличием судимости. Статья 44 УК РФ в качестве одного из видов наказаний за совершение преступления устанавливает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Данный вид государственного реагирования может выступать как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Независимо от вида данного наказания его назначение по приговору суда влечет за собой прекращение педагогической деятельности. Однако прекращение деятельности по данному основанию становится возможным только с момента вступления приговора в законную силу;
- имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и становление полноценной личности, что не допускает возможности отклонения от установленного порядка ее осуществления. Факт наличия судимости за указанные преступления свидетельствует об игнорировании таким лицом требований действующего законодательства, что не позволяет привлекать его к воспитательной деятельности. Одновременно закон устанавливает ограничение трудовой деятельности лиц, подвергшихся или подвергавшихся уголовному преследованию. Исключение из общего правила составляют случаи, когда лицо реабилитировано по законным основаниям. Установление и выявление указанных обстоятельств осуществляется на основании сведений, представляемых правоохранительными органами - Информационного центра МВД соответствующего субъекта РФ. Еще одно исключение установлено ч.3 комментируемой статьи, которая была введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно этому нововведению возможен допуск к педагогической деятельности лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении вышеуказанных преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;
- имеющих неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Данное основание отказа в приеме на работу или увольнения с педагогической должности, как правило, носит перспективный характер, поскольку факт совершения преступления уже зафиксирован в прошлом, но последствия его совершения реализуются в будущем времени - в течение всего срока действия судимости. Статья 86 УК РФ предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Вторая группа ограничений обусловлена наличием объективных обстоятельств, которые в большинстве своем связаны с состоянием здоровья работника, осуществляющего педагогическую деятельность. К ним относятся:
- признание работника недееспособным в установленном федеральным законом порядке, т.е. такой работник лишен возможности осознавать значение своих действий и руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным определяется ГК РФ;
- наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Проект федерального закона, устанавливающего такой перечень, был разработан еще в 90-х годах. Однако до настоящего времени он так и не был принят, равно как и специальный нормативный акт Министерства здравоохранения РФ, определяющий виды заболеваний, не позволяющих лицу осуществлять педагогическую деятельность. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в качестве такого ограничения предусматривается только эпилепсия. Согласно Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, утвержденной Минздравом СССР от 27 декабря 1973 года N 1142 "а"-73, к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания, в том числе открытая форма туберкулеза. В последние годы активно лоббируется разработка и принятие консолидированного перечня заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. Однако применительно к педагогической сфере полный перечень заболеваний, влекущих невозможность осуществления педагогической деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Предусмотренные комментируемой статьей ограничения в приеме на работу педагогических работников являются исчерпывающими, применение иных оснований для отказа в приеме работника на должность преподавательского состава расценивается как немотивированный отказ, который запрещен действующим законодательством, в первую очередь, ТК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 331 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 331 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.