Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением ;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту ;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Комментарий к статье 2 ТК РФ

1. На основании положений международного законодательства и Конституции РФ в ст. 2 ТК РФ законодателем определены принципы правового регулирования трудовых отношений, а также отношений, которые непосредственно с ними связаны.

В положениях ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) закреплено право каждого на труд, на свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, равную оплату труда за равный труд, создание профессиональных союзов в целях защиты своих интересов.

Важное значение в формировании международного трудового законодательства играет МОТ, принципы и задачи которой определены Декларацией МОТ "О целях и задачах Международной организации труда", принятой в 1944 году (см. комментарий к ст. 1).

Согласно п.2 Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 год) все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали конвенции МОТ, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций (см. комментарий к ст. 1).

2. Основные начала российского трудового права установлены Конституцией РФ. Так, в ст. 37 Конституции РФ закреплен принцип свободы труда.

Свобода труда обеспечивается правом каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Однако, как справедливо отмечено Лавровой Н.М., право свободного выбора конкретной профессии, деятельности не должно отождествляться с правом на занятие конкретной должности, связанной с этой деятельностью.

________________
Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Спарк, 2001. С.180.

В.Т.Батычко обращает внимание, что свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. В противном случае не может быть и речи о свободе труда и праве на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. Указанный принцип дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК РФ, включая раздел 3 "Трудовой договор". Свобода труда и свобода трудового договора позволяют его сторонам заключать данный договор на добровольной основе без всякого принуждения. Все, что достигнуто работником и работодателем по соглашению при заключении трудового договора по его существенным условиям, может быть изменено также по их соглашению. Например, изменение трудовой функции (работа по определенной специальности, квалификации или должности), т.е. перевод работника на другую работу, допускается с его согласия и не может производиться работодателем в одностороннем порядке. Данное положение закреплено в ст. 60 ТК РФ, запрещающей требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (например, временный перевод в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу на 1 месяц в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ). В ч.1 ст. 72 ТК РФ закреплено требование о согласии работника во всех случаях перевода, в том числе при переводе на другую работу в рамках организации.

________________
В.Т.Батычко. Трудовое право в вопросах и ответах. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. http://www.aup.ru/books/m239/5.htm.

3. Вторым основополагающим принципом правового регулирования трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с ними, является запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Исходя из положений ч.1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (принята в г.Женеве 28 июня 1930 года на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ), ратифицированной СССР в 1956 году, термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Запрет принудительного труда, также как и принцип свободы труда, закреплен в Конституции РФ (ч.2 ст. 37).

В ТК РФ принцип запрета принудительного труда раскрыт в ст. 4, в которой он определен как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- в целях поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Анализируя сферу применения положений о принудительном труде Конвенции МОТ N 29 и ТК РФ, Лютов Н.Л. ставит вопрос о применении ТК РФ к ситуациям, не связанным с трудовыми, к которым он относит принудительный труд, а также делает вывод о том, что сфера применения положений ст. 4 ТК РФ шире, чем сфера применения ТК РФ в целом. Так, по его мнению, "принудительный труд вряд ли вообще можно назвать правовыми отношениями, поскольку речь идет о неправовом принуждении человека выполнять работу без его согласия. То есть, если ограничительно толковать содержание ТК РФ, может получиться абсурдная ситуация: принуждение к труду не относится к "принудительному труду" по ТК РФ, поскольку человек не вступил в трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения".

________________
Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М., 2012. С.15.

Однако, анализируя положения ст. 4 ТК РФ, следует отметить, что законодателем установлен запрет на применение принудительного труда именно в рамках трудовых отношений.

В 1999 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" (Заключена в г.Женеве 25 июня 1957 года), согласно ст. 1 которой каждый член МОТ, ее ратифицирующий, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме.

Рассматриваемый принцип правового регулирования трудовых отношений используется судами при вынесении решений по соответствующим спорам. Например, в апелляционном определении Новосибирского областного суда от 27 января 2015 года по делу N 33-488/2015 об обязании предоставить в налоговый орган документы о прекращении полномочий суд отметил, что бездействие ответчика, являющегося единственным участником общества с ограниченной ответственностью и уполномоченного принять решение о прекращении полномочий руководителя, не может являться основанием для лишения его (руководителя) права уволиться по собственному желанию, учитывая, что трудовое законодательство РФ запрещает принудительный труд.

4. Принципу запрета дискриминации в сфере труда также посвящена отдельная ст. 3 ТК РФ, в соответствии с которой никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

При этом дискриминацией не признается установление различий, исключений, предпочтений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Понятие дискриминации ТК РФ не раскрывает.

Вместе с тем согласно ч.1 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (принята в г.Женеве 25 июня 1958 года на 42-й сессии Генеральной конференции МОТ) термин "дискриминация" включает:
- всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
- всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом МОТ по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Однако всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

5. Одним их основополагающих принципов регулирования трудовых отношений является защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

В качестве гарантий государства в реализации права на труд для граждан Российской Федерации предусмотрены:
- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
- защита от безработицы;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
- информирование о положении на рынке труда.

Вместе с тем согласно ч.2 ст. 12 Закона РФ "О занятости населения в РФ" безработным гражданам гарантируются:
- социальная поддержка;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

6. Следующим принципом регулирования трудовых отношений, предусмотренным ст. 2 ТК РФ, является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

В соответствии со ст. 7 Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 года N 4812-8 и вступил в силу для СССР с 3 января 1976 года) справедливые и благоприятные условия труда включают в себя:
- вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями указанного Пакта;
- условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
- одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
- отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Конвенцией МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (принята в г.Женеве 22 июня 1981 года на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ) определены основные направления политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Проведение мероприятий такой политики предполагается как на национальном уровне, так и на уровне предприятий.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является конституционным правом гражданина Российской Федерации (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 25 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к организации рабочих мест возложена на работодателей - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Законодательно установлены многочисленные санитарно-эпидемиологические правила и нормы в сфере трудовой деятельности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль - органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.

С 1 июля 2009 года приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст введен в действие ГОст. 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", содержащий практические рекомендации, которые разработаны в целях содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

7. Право на отдых также закреплено конституционно и предусмотрено ч.5 ст. 37 Конституции РФ.

Также, как указывает Д.В.Черняева, в рамках общего права на отдых согласно Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года и Конвенциям МОТ россиянам, как и гражданам других стран, гарантированы следующие права:
- право на отдых (ст. 24 Всеобщей декларации прав человека, п."d" ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);
- право на досуг (ст. 24 Всеобщей декларации прав человека, п."d" ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);
- право на разумное ограничение рабочего времени (п."d" ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);
- право на ограничение продолжительности рабочей недели до 40 часов (ст. 1 Конвенции МОТ N 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю", заключена в г.Женеве 22 июня 1935 года);
- право на разумное ограничение рабочего дня (ст. 24 Всеобщей декларации прав человека);
- право на еженедельный отдых в течение каждых семи дней продолжительностью не менее 24 последовательных часов для промышленных предприятий (ч.1 ст. 2 Конвенции МОТ N 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях", заключена в г.Женеве 25 октября - 19 ноября 1921 года) и не менее суток для предприятий торговли и учреждений (ч.1 ст. 6 Конвенции МОТ N 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях", заключена в г.Женеве 26 июня 1957 года);
- право на вознаграждение за праздничные дни (п."d" ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);
- право на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24 Всеобщей декларации прав человека, п."d" ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), равный по крайней мере шести, а для лиц моложе 16 лет - двенадцати рабочим дням после непрерывной работы продолжительностью один год (ч.1 и 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 52 "Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков", заключена в г.Женеве 24 июня 1936 года).

________________
Черняева Д.В. Право на отдых. Международные стандарты и российское трудовое право. // Справочник кадровика. 2006 год, N 9.

Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Исходя из положений ст. 107 ТК РФ, к видам времени отдыха относятся: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, а также отпуска.

8. Одним из основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является равенство прав и возможностей работников.

Содержание данного принципа в законодательстве не раскрыто.

Вместе с тем, принцип равенства прав и возможностей работников является предметом научных исследований, среди которых можно выделить диссертацию Ендоновой С.В. "Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права", представленную в качестве первого в науке трудового права России комплексного монографического исследования по данному вопросу.

________________
См.: Ендонова С.В. Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права: Дисс.... канд. юрид. наук. М.: 2010, 174 с.

Ендоновой С.В. сформулировано понятие принципа равенства прав и возможностей работников как одного из основополагающих отраслевых принципов трудового права, выражающегося в установлении трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами равного объема трудовых прав и средств, обеспечивающих осуществление этих прав для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.

Автором также определена сущность принципа равенства прав и возможностей работников, которая состоит в том, чтобы "каждый работник мог воспользоваться признанными международным сообществом и национальным законодательством трудовыми правами, а также средствами, обеспечивающими осуществление этих прав для удовлетворения в конечном итоге своих потребностей, получения определенных благ, применения своих способностей к труду без какой-либо дискриминации".

________________
Там же.

9. Следующим принципом правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Понятие заработной платы (оплаты труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Согласно рассматриваемому принципу заработная плата работника не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Установление величины МРОТ в Российской Федерации является одной из основных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 ТК РФ. С 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 руб. в месяц (ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Например, апелляционным определением Иркутского областного суда от 24 июня 2013 года по делу N 33-4961/13 иск о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворен, так как установлено, что заработная плата истца не должна быть ниже минимального размера оплаты труда с учетом гарантированных начислений в соответствии с положениями ТК РФ. Размер взысканий определен на основании материалов дела.

10. В регулировании трудовых отношений и отношений, непосредственно с ними связанных, трудовое законодательство также исходит из принципа обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, в правовом порядке установлена возможность работника на продвижение по работе и профессиональное обучение.

Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, включая обучение новым профессиям и специальностям, предусмотрено ст. 197 ТК РФ.

Согласно ст. 73 ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

При рассмотрении вопроса о повышении и профессиональном обучении конкретного работника работодатель должен учитывать только его профессиональные качества, в частности квалификацию, а также стаж работы по специальности.

Под квалификацией работника законодатель предусматривает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).

Вопросы, связанные с профессиональным обучением, регламентируются нормами, содержащимися в разделе 9 ТК РФ. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

11. Правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется также на основе принципа обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них.

С учетом того, что Филадельфийская декларация (Декларация МОТ "О целях и задачах Международной организации труда", принята в г.Филадельфии 10 мая 1944 года на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ) провозгласила, что свобода выражения мнений и свобода ассоциации являются необходимыми условиями постоянного прогресса, в ст. 2 Конвенции МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (принята в г.Сан-Франциско 9 июля 1948 года на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) установлено, что трудящиеся и предприниматели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам последних.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из способов защиты трудовых прав и свобод работников (ч.2 ст. 352 ТК РФ).

Под профсоюзом следует понимать добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ч.1 ст. 2 ФЗ "О профсоюзах").

Порядок защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами регламентирован главой 58 ТК РФ.

12. В качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений ст. 2 ТК РФ также устанавливает принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.

Вместе с тем в соответствии со ст. 52 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется наряду с ТК РФ иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Основные формы участия работников в управлении организацией предусмотрены ст. 53 ТК РФ, среди которых, например, учет мнения представительного органа работников, участие в разработке и принятии коллективных договоров, а также обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.

13. Содержание принципа сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений раскрыто в ст. 9 ТК РФ.

Исходя из положений указанной нормы, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Таким образом, указанный принцип устанавливает возможность повысить уровень трудовых прав и гарантий работников по сравнению с действующим трудовым законодательством.

14. В регулировании трудовых отношений также следует исходить из принципа социального партнерства, которое включает право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Понятие социального партнерства содержит ст. 23 ТК РФ.

Согласно указанной статье социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Законодатель также выделяет федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный уровни социального партнерства (ст. 26 ТК РФ).

Отношения по социальному партнерству в сфере труда регулируются положениями раздела 2 ТК РФ.

15. Одним из важнейших принципов регулирования трудовых отношений является принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Данный принцип закрепляет право работников, которым причинен вред в процессе трудовой деятельности, требовать его возмещения и обязанность работодателя возместить этот вред в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

16. Следующий принцип правового регулирования трудовых отношений предполагает установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением.

Согласно ст. 352 ТК РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из способов защиты трудовых прав и свобод.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

17. Законодательно закреплен такой принцип регулирования трудовых отношений, как обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, является одной из основных задач федеральной инспекции труда.

Согласно ч.1 ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В качестве одного из способов защиты трудовых прав и свобод закон предусматривает судебную защиту.

В качестве примера можно привести апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 9 июня 2014 года по делу N 33-7772/2014 по требованию о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Согласно обстоятельствам дела истица уволена в связи с истечением срока трудового договора. Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку истица была трудоустроена на должность временно отсутствующего работника, ушедшего в отпуск по уходу за ребенком, за которым сохраняется рабочее место в силу закона.

18. Абзацем 16 ст. 2 ТК РФ установлен принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

Данный принцип основан на положениях ст. 37, 45 Конституции РФ.

Право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, является одним из основных прав работника (ст. 21 ТК РФ).

Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных споров предусмотрен главами 60 и 61 ТК РФ соответственно.

19. Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В случае неисполнения кем-либо из сторон трудового договора своих обязанностей могут наступать негативные последствия в виде дисциплинарной, материальной, административной, а также уголовной ответственности.

Например, апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 23 мая 2013 года по делу N 33-5903/13 установлено, что иск о взыскании единовременного пособия при увольнении по состоянию здоровья и морального вреда удовлетворен правомерно, так как выявлен факт нарушения процедуры увольнения истца, чем были нарушены его трудовые права.

20. В качестве следующего принципа правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений установлено обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Право на осуществление профсоюзного контроля закреплено также в ст. 19 ФЗ "О профсоюзах", согласно которой профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

С учетом комментируемого принципа работодатель обязуется не препятствовать осуществлению профсоюзного контроля, а также рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.

21. При регулировании трудовых отношений трудовое законодательство также исходит из принципа обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Работодатель обязан не допускать враждебных, оскорбительных, иных действий, которые могли бы посягать на достоинство работника.

В случае наличия подобного поведения работник вправе требовать компенсации морального вреда.

Статьей 26 Европейской социальной хартии, принятой в г.Страсбурге 3 мая 1996 года и ратифицированной Российской Федерацией в 2009 году, предусмотрено, что в целях обеспечения эффективного осуществления реализации права всех работников на защиту достоинства в период работы Стороны обязуются в консультации с организациями предпринимателей и работников:
- содействовать разъяснительной работе и информированию по вопросам сексуальных домогательств на рабочем месте или в связи с работой, их предотвращению и принимать все необходимые меры для защиты работников от такого поведения;
- содействовать разъяснительной работе и информированию в отношении издевательских, явно враждебных и оскорбительных действий против отдельных работников на рабочем месте или в связи с работой, их предотвращению и принимать все необходимые меры для защиты работников от такого поведения.

22. Из содержания принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование работников следует, что работодатель обязан уплачивать страховые взносы, предусмотренные российским законодательством.

Право работника на обязательное социальное страхование установлено абз.14 ч.1 ст. 21 ТК РФ.

Вместе с тем согласно абз. 8 ч.2 ст. 57 ТК РФ условие об обязательном социальном страховании работника является существенным условием трудового договора.

Отметим, что ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определяет обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Консультации и комментарии юристов по ст 2 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 2 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.