Полный текст ст. 18 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 18 ТК РФ.
Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности .
Комментарий к статье 18 ТК РФ
Комментируемая статья раскрывает одно из предусмотренных ст. 16 ТК РФ оснований возникновения трудовых отношений, а именно уточняет, что:
- во-первых, избрание по конкурсу может быть предусмотрено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации;
- во-вторых, этими актами должны быть предусмотрены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
ТК РФ и иные нормативные правовые акты предусматривают конкурс как основание возникновения трудовых отношений лишь для некоторых категорий работников. Однако в объявлениях о приеме на работу мы часто можем встретить фразу, что прием осуществляется по конкурсу. В большинстве случаев такой способ приема на работу незаконен, поскольку в коммерческих организациях редко имеются правильно оформленные ЛНА, регулирующие процедуру конкурсного отбора.
ТК РФ устанавливает конкурсный отбор как основание возникновения трудового отношения для двух категорий работников.
Избрание по конкурсу может предшествовать заключению трудового договора с руководителем организации (ст. 275 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" утверждено Положение о проведении конкурса на указанную руководящую должность. В Положении определен порядок проведения конкурса.
Также в результате конкурса возникают трудовые отношения с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (ч.2 ст. 332 ТК РФ). В настоящее время конкурсный отбор на должности научно-педагогических работников вузов регулируется приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2014 года N 1536 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников". В частности, установлено, что не проводится конкурс на замещение:
- должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
- должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
- должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
В качестве примера применения положений комментируемой статьи в судебной практике можно привести апелляционное определение Самарского областного суда от 12 января 2015 года по делу N 33-325/201 о признания порядка проведения и результатов конкурса на замещение должностей незаконным, продлении срока заключения трудового договора, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка. Согласно обстоятельствам дела истец указывает на то, что он уволен в связи с истечением срока трудового договора, в то время как он незаконно не был избран по конкурсу на замещение вакантной должности. Однако решением суда в удовлетворении требования отказано, так как процедура проведения конкурсного отбора на замещение вакантных должностей проведена в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют доказательства дискриминации истца в связи с неизбранием его на соответствующую вакантную должность.
Другой комментарий к ст. 18 ТК РФ
1. Эта статья, как и предыдущая, не перечисляет должности, замещаемые в конкурсном порядке. Они определяются иными нормативными правовыми актами различной юридической силы, начиная от федерального закона и заканчивая локальным нормативным актом конкретной организации. В соответствии с федеральными актами трудового права конкурсное избрание конкретного претендента должно предшествовать заключению с ним трудового договора, например применительно к замещению должностей: а) научно педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования (Положение о порядке замещения должностей научно педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114); б) руководителей федеральных государственных или муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Тот же порядок приема на работу установлен для комплектования творческих коллективов театрально зрелищных учреждений, в частности музыкальных оркестров, танцевальных ансамблей, трупп различных театров, цирков. Нормативной основой для проведения конкурсов в этих случаях обычно выступают локальные нормативные акты, утверждаемые работодателем. Однако когда соответствующие театрально зрелищные учреждения отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации"), конкурсное замещение должностей их работников предусматривается актами федеральных государственных органов, выполняющих в отношении этих учреждений функции учредителей (см., например, Устав федерального государственного учреждения "Государственный академический Большой театр России", утв. Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 959; Устав Государственного академического Мариинского театра, утв. Приказом Минкультуры от 1 июня 2011 г. N 654).
2. В данном случае, как и во всех указанных ранее, усложнение процедуры поступления на работу должно иметь единую нормативную основу, распространяющуюся на заключение трудового договора с любым кандидатом, претендующим на замещение соответствующей должности. Иначе говоря, нельзя установить конкурсный порядок применительно к заключению единичного трудового договора с конкретным человеком и не применять его раньше или позже для замещения той же самой или однородной должности другими лицами. В противном случае легко создать ситуацию нарушения запрета дискриминации при приеме на работу.
3. Сам конкурс представляет собой урегулированную в нормативном порядке процедуру отбора из участников конкурса одного победителя, с которым работодатель, объявивший конкурс, заключает трудовой договор. Конкурс должен всегда объявляться публично и, как правило, на вакантные должности. Исключение из данного правила составляет объявление конкурса на замещенную должность в отношении должностей научно педагогических работников организаций высшего профессионального образования (см. ст. 332 ТК и комментарий к ней). Каждое объявление о конкурсе должно содержать все необходимые сведения, предусмотренные положением о его проведении. Отбор победителей конкурса обычно осуществляет конкурсная комиссии, она же принимает итоговое решение о победителе конкурса в порядке, установленном положением о его проведении.
Консультации и комментарии юристов по ст 18 ТК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 18 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.